Тамара, когда ты научишься, наконец, говорить НЕТ. Встреча на кладбище
Глава 9
Тамара приготовила быстро ужин, вдвоем с сыном чистили картошку, потом она её жарила, а сын резал огурцы и помидоры. Нужно сказать, что ему нравилось помогать маме на кухне и он всегда спрашивал, что она делает и зачем, почему так, а не иначе.
Тома уже думала, что было бы здорово купить электродуховку, чтобы печь пироги. Тут была газовая духовка, но она была в ужасном состоянии. Хотя нужно было попробовать её отчистить, на электрическую не было лишних денег, да и за электроэнергию платить нужно по счетчику.
Картошки нажарила специально много, когда было готово, положила в тарелку и для соседки. Та почему-то не выходила из комнаты. Постучала в дверь, бабка тут же открыла.
— Угощайтесь, — протянула она тарелку.
— О, благодарю, — улыбнулась бабка.
Тома отнесла сковородку с остальной картошкой к себе в комнату, и они с сыном поужинали. Затем она пошла готовить на завтра кушать, сын остался в комнате, мама отдала ему свой телефон поиграть. Тут вышла баба Лиза, помыть тарелку, ну и поболтать.
— Спасибо вам за то, что присматриваете за сыном, пока я на работе. А кто это приходил сегодня? Хозяин одной из комнат? А что он хотел? – Тома засыпала бабку кучей вопросов.
— Да, хозяин одной из комнат, хотел сдать комнату двум студенткам. Но я не разрешила. Я сказала Вите, чтобы он не показывался, не хороший тот хозяин, бандит. Мало ли, что ему в голову придёт.
— Да, а ещё я хотела сказать, что не разрешаю сына учить магии. Понимаю, что вы сильная колдунья и можете оморочить и меня, и сына, но, если это что-то значит, я разрешение на это не даю.
— Ничего не значит, но я тебя услышала. Просто хотела научить его кое-чему, что в жизни может пригодиться.
— Я уже сказала, нет, но, когда будет взрослый, пусть учится тому, чему захочет, сейчас он не может давать отчет своим действиям. Кстати, я знаю номер захоронения, хочу в субботу поехать к прабабушке.
— Отлично, может быть, поедем вместе?
— Если вы уверены, что мы родственники…
— А ты разве это не чувствуешь?
— Обычно, ощущения – это одно, а реальность – другое. Но сейчас я да, чувствую, что мы родственники. Поэтому надеюсь, что сыну вы вредить не будете.
— Даю слово, а моё слово много значит.
— Отлично. Да, кстати, завтра привезут рулон линолеума и плинтуса. Проконтролируйте, чтобы отнесли прямо в комнату. Я ведь на работе, а они сказали, что привезут в течении дня.
— Тамара, не беспокойся, сделаем с Витей все, как нужно. Ты ведь все оплатила?
— Естественно.
— Тогда не переживай. А ты что, второй раз ужинать собралась?
— Нет, это Вите на завтра и на ужин. Кстати, духовка хоть одна работает?
— Обе вроде работают, только грязные они.
— Ничего, отчищу. Хочу попробовать пироги испечь. Когда-то давно пекла.
На следующий день Витя встретился с Сашей, они вдвоем гуляли на детской площадке, потом попробовали немного заниматься на спортивной площадке. Потом Сашу позвали домой, Витя пошёл к себе, решил также пообедать супом, его разогрела ему бабка Лиза.
Тут как раз позвонила мама и сказала, что течении часа привезут линолеум.
— Давай кушай, а я буду со своей комнаты смотреть, когда приедет машина с доставкой, — предложила старуха. Когда приехала машина, Витя спустился вниз, сказал, что это к нему заказ, там с ним ещё есть бабушка.
Бабка опять напустила морок, опять это была грязная вонючая старуха, но это было и не нужно, грузчик с водителем внесли линолеум прямо в комнату.
Отдали квитанцию, подпись поставила бабка. Покрытие немного воняло, поэтому Витя открыл одно окно. Теперь у него будет хороший пол, может быть, к нему будут приходить друзья и ему не нужно будет стыдится. Очень рад был Витя, что у него появился друг Саша. Он с ним проводил весь день.
Саша однажды предложил сходить с ним в магазин, Витя оглянулся на окно кухни. Там стояла бабка и грозила ему кулаком, как будто знала, о чем он говорил с другом. И Саша помотал головой, что он не пойдет.
— Так никто не узнает, а мы раз и сходим туда. Мне мама 100 рублей дала.
— Не-а, за мной бабка следит, она мамке все расскажет.
— Ну, ладно, — разочаровано протянул Сашка. Правда, больше не предлагал.
Теперь Тома могла принимать душ дважды в день, с утра он был свободен, Заур приходил поздно, мылся и спать, вставал в восемь, все было свободно. Когда душем пользовалась бабка, Тома не знала. В воскресенье нужно было купить все к школе для сына, не хотела откладывать это на последний день. А в субботу было решено поехать на кладбище.
— Тамара, я не смогу поехать с вами в воскресенье, у меня появилось неотложное дело. Но вот посмотри – это дата рождения моей сестры Лиды. Девичья фамилия у неё была Сухих, я уже говорила.
Но вряд ли она будет на памятнике, это я так, к слову. На свадьбе у неё не была, поругались мы из-за её жениха. Ладно, дела минувших дней.
Бабка махнула рукой, оставив листочек с именем и датой рождения и смерти в руках у Томы. У неё была в голове своя проблема – судя по всему, с повышением она пролетела. Если возьмут Римму, Тома пойдет на её место. А это с понижением оклада. Нужно искать подработку, иначе им вдвоем с сыном не вытянуть. Тут уже не до ремонта.
Вот в воскресенье потратят весь запас на тетрадки, школьную одежду, обувь и все. А там начнётся – на шторы, на парты и ещё, ещё… Думала, купит в этом году себе новые сапоги зимние – не получается. У Вити нога выросла как.
Они вечером вдвоем с сыном начали выносить мебель из его комнаты, но тут им кто-то постучал в дверь. Тома вышла – это был сосед.
— Давай, помогу. Шайтан – баба сказала, тебе нужна помощь.
— Не откажусь, помогите вытащить мебель, я хочу постелить туда линолеум.
Втроем, Витя также старался, они вынесли все из его комнаты, внесли туда рулон линолеума, расстелили и оставили разравниваться. Он пообещал на следующей неделе прикрутить плинтуса. Отказался от угощения, ушёл быстро к себе. Конечно, Тома была благодарна соседке, что та подсуетилась с помощью.
Утром они поехали с сыном на кладбище, зашли в администрацию, а вот с фамилией была проблема. Тома объяснила, что это её прабабушка, её девичья фамилия была Сухих, у папы – Синяев.
— Так, с этой датой смерти есть захоронение, Лидия Сухих – Синяева, захоронение номер такое – то, участок такой –то, с нашей стороны. Давайте я вам распечатаю схему, по ней вы быстрее найдёте, — предложила сотрудница. Ей подробно рассказали, как туда пройти.
Тома купила с собой букетик цветов, и они с сыном пошли искать. Нашли на удивление легко и сравнительно быстро, если учесть размеры кладбища. Как будто знали, куда идти. Могилка была неухоженная, заросла сорняками. Хорошо, взяли мешок для мусора, из дома взяли перчатки. Пришлось поработать. Потом протёрли фотографии.
— Хорошо, чисто, кажется, даже легче дышится, спасибо, Тамара, — услышала она рядом чей-то голос.
Тома вздрогнула и оглянулась. Услышал и Витя, повернулся и уставился в недоумении на бабушку, которая сидела на лавочке у чужой могилы. Конечно, Тома её узнала, бабушку, которая гладила ей в детстве по голове.
— Узнала, Тамара? Вот и хорошо. Что, Лизу встретила? Она сильная ведьма, только у нас дорожки разные. Ты –то, как я вижу, по моей дороге пойдёшь.
— Откуда вы видите?
— Нам ли не видеть это, — усмехнулся призрак бабушки Лиды.
— Мама, я эту бабушку где-то видел, — прошептал Витя.
— Можешь не шептать, у бабы Лизы. Не бойся, больше она тебя ничему учить не будет. Тамара, я вот о чем. Будет тебе Лизка предлагать Дар свой передать. Ты соглашайся, но выдвини условие – ну работу хорошую, квартиру отдельную, завещание на комнату на твоё имя, ну ты придумаешь. Наличные тебе она дать не сможет, ну разве ерунду какую.
— Нет, я не хочу быть как она.
— А ты и не будешь. Ты будешь такой, какой решишь сама быть. Передать Дар она должна, иначе умереть не сможет. Вите не может передать, ребёнок он, даже не отрок. Ты сначала поупрямься, потом условия выставь, так мол, и так. Она сделает, не беспокойся. Уж Лиза стены пробьет, а своего добьётся.